Права человека в УИС.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ



Полномочия прокуратуры по надзору за соблюдением законов

 в исправительных учреждениях

Надзор за исполнением законов администрациями уголовно- исполнительной системы является одним из важных направлений деятельности органов прокуратуры по защите конституционных прав и законных интересов граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы. 

В ходе осуществления надзора за исполнением законов специализированные прокуратуры ежемесячно проверяют законность содержания осужденных в местах лишения свободы. 

При проверках в исправительных колониях, колониях- поселениях не остаются без внимания факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрациями указанных учреждений, дисциплинарных взысканий, физической силы, специальных средств и оружия; незаконного водворения в штрафные изоляторы, одиночные камеры, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, перевода в строгие условия содержания; незаконного применения мер поощрения; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения; воспрепятствования осужденным в обжаловании действий и решений должностных лиц, нарушивших их права. 

Прокурорский надзор включает в себя неукоснительное соблюдение установленного законом порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, выполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. 

Осуществление надзора включает в себя проведение проверок в нерабочее время, при производстве в них в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством обысков и досмотров с участием сотрудников администрации и отделов специального назначения. 

В ходе надзора проверяется исполнение трудового законодательства, а также соответствие отчетных показателей вывода осужденных на работу фактическому положению дел, исключается привлечение их к неоплачиваемым работам сверх установленного законом времени. 

В ходе проверок прокурор проводит личный прием осужденных, разъясняет действующее законодательство, проводит правовое консультирование среди сотрудников ИУ и осужденных. 

В порядке надзора специализированными прокурорами осуществляется надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в исправительных учреждениях. 

Предметом указанного надзора является законность проводимых мероприятий по обеспечению личной безопасности осужденных, персонала и иных лиц; по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию готовящихся и совершаемых преступлений и нарушений внутреннего распорядка, указанных учреждений и органов; по розыску осужденных, совершивших побег, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; по содействию в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в соответствующее учреждение. 

В случаях возникновения в исправительных учреждениях чрезвычайных происшествий специализированные прокуроры незамедлительно выезжают на места для проверки их обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности. 

По каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, прокурор организовывает проведение проверки обстоятельств их смерти, причин и условий, способствовавших этому. 

Прокурорами установлен систематический надзор за соответствием действующему законодательству приказов, указаний, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, издаваемых администрациями учреждений, исполняющих уголовные наказания. 

Специализированные прокуроры в порядке надзора проверяют исполнение требований закона при применении к осужденным условно-досрочного освобождения, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождении в связи с тяжелой болезнью, изменении вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания осужденными, их переводе из одного исправительного учреждения в другое. 

В пределах установленных полномочий прокурор осуществляет надзор за исполнением законов Федеральной службой исполнения наказаний, добиваясь фактического устранения нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, создания осужденным условий содержания, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам. 

Курский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ старший советник юстиции   А.А.Шатунов 




Право на помилование – право государства и Президента

Конституция Российской Федерации наделяет Президента правом осуществлять помилование осуждённых. Помилование свидетельствует о доверии государства к осуждённому, но в то же время обязывает его оправдать это доверие своей работой, поведением, образом жизни, доказать, что он его достоин. 

Решение вопроса о помиловании в Комиссии принимается заочно, без вызова осуждённого, на основании его ходатайства, а так же документов, его характеризующих. При этом весьма важное значение имеет ходатайство осуждённого, так как оно позволяет судить об отношении осуждённого к содеянному, чего возможно нет в официальных документах. Поэтому важно соблюдать определённые правила составления ходатайства о помиловании, указывать в них все необходимые сведения, и даже могут прилагаться другие материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании. Несоблюдение этих правил лишает возможности решить вопрос по существу, вынуждает дополнительно запрашивать документы, делает более длительным рассмотрение просьбы осуждённого. 

Практика показывает, что некоторые осуждённые рассматривают помилование как один из обычных видов досрочного освобождения. Они выражают недоумение в случае отказа в просьбе о помиловании, если отбыли большую часть срока и не имеют взысканий. Администрация исправительного учреждения обязана помочь осуждённому правильно сформулировать ходатайство о помиловании. 

Если в жизни осуждённого имеются какие-либо заслуживающие внимание обстоятельства, которые могут быть учтены при решении вопроса о помиловании: отбыл значительную часть срока наказания, доказал своё исправление, то вполне можно обратиться с просьбой о помиловании. При этом в ходатайстве можно перечислить и заслуживающие внимание достоинства осуждённого, указать на обстоятельства, в связи с которыми осуждённый может быть помилован. Кроме того, во внимание принимаются сведения о возрасте и поле осуждённого, о роде занятий до осуждения, о службе в армии, о семейном положении, о наличии детей, о заболеваниях, которыми страдает осуждённый. Возможность применения помилования к тому или иному лицу определяется целым набором личностных качеств и свойств, которые дают основание предположить, что данное лицо достигло достаточной степени исправления и больше не нуждается в отбывании наказания. Документы, содержащиеся в личном деле каждого осуждённого, ходатайствующего о помиловании (характеристика, анкета, судебные документы и т.д.), позволяют составить представление, хотя и в достаточной мере условное, об осуждённом, и имеются ли основания для смягчения его участи. 

При помиловании в правовое отношение с государством вступает не просто человек, а осуждённый, который совершил преступление. Поэтому не менее важное значение имеет уголовно-правовая характеристика личности, а именно: вид и тяжесть совершённого преступления, срок наказания, назначенный судом, время, проведённое в местах лишения свободы, прежние судимости. Все эти обстоятельства тщательно исследуются и анализируются при решении вопроса о помиловании. Характеристика личности осуждённого, ходатайствующего о помиловании, включает в обязательном порядке сведения о поведении этого осуждённого в период отбывания наказания. Данные о поощрениях и взысканиях осуждённого за время отбытия наказания, отражаются в характеристике, которую администрация учреждения даёт на каждого ходатайствующего о помиловании. Безусловно, эти сведения не являются абсолютным критерием, позволяющим с уверенностью утверждать, исправился осуждённый или нет. Но определённое представление о личности они позволяют составить. 

Порядок представления ходатайств о помиловании утверждён Указом Президента. В соответствии с которым осуждённый лично обращается с ходатайством о помиловании к Президенту в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения в специальном журнале учёта ходатайств о помиловании в день его подачи и направляется в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации не позднее 20 дней со дня его подачи.


К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:
1. Копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осуждённый отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров); 
2. Извещение о вступлении приговора суда в законную силу; 
3. Справка о состоянии здоровья осуждённого; 
4. Сведения о возмещении материального ущерба причинённого преступлением; 
5. Анкета с указанием биографических данных осуждённого и сведений о его семейном положении; 
6. Сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация; 
7. Справка о применении в отношении осуждённого акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности; 
8. Представление администрации учреждения с характеристикой осуждённого, содержащей сведения о его поведении, отношении к учёбе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершённому деянию. К ходатайству осуждённого могут прилагаться и другие документы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании. 

Администрация учреждения уведомляет осуждённого о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган юстиции под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается. 

Территориальный орган юстиции не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов страны и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, президентским Указом образованы комиссии по вопросам помилования в субъектах Российской Федерации, Постановлением Губернатора Курской области утверждено Положение об этой комиссии на территории нашей области и её состав в количестве пятнадцати человек. Это представители государственных органов власти, общественных организаций, учреждений здравоохранения, образования и духовенства. 

В задачи комиссии входит предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании отбывающих наказания на территории Курской области, подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления Губернатору области, осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории области Указов Президента по вопросам помилования. Комиссия не позднее чем через тридцать дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осуждённого высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осуждённого. 


 
При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

1. Характер и степень общественной опасности совершённого преступления.
2. Поведение осуждённого во время отбывания или исполнения наказания. 3. Срок отбытого наказания.
4. Совершение осуждённым в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения.
5. Применения ранее в отношении осуждённого акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания.
6. Возмещение материального ущерба, причинённого преступлением.
7. Данные о личности осуждённого : состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст.
8. Другие обстоятельства, если комиссия сочтёт их существенными для рассмотрения ходатайства.


При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъектов Российской Федерации или комиссия по вопросам помилования вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осуждённого. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или комиссии не позднее 10 дней со дня получения запроса. Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течении двух дней после его издания направляется Губернатору, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения. 

В случае отклонения Президентом ходатайства повторное рассмотрение обращение осуждённого допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования. 

Помощник начальника
УФСИН России по Курской области
по соблюдению прав человека в УИС
подполковник внутренней службы    С.А. Мяснянкин

архив новостей

« Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
2017 2016 2015  
Что делать, если в отношении осужденного предпринимаются мошеннические действия?
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

важная информация